За годы скромной и не очень коммерческой деятельности на ниве беспощадного сайтостроительства (на фотке слева НЕ я)) пришел к некоторым простым выводам относительно общих бизнес-моделей: с точки зрения геморройности лидирует сфера услуг. Заниматься бизнесом на производстве и/или продаже продукта гораздо проще. А еще проще - сдавать какие-либо имеющиеся ресурсы в аренду.
Если занимаешься предоставлением услуг - это означает постоянный контакт с клиентами, переговоры, уточнения, оценки и переоценки стоимости-сроков, переделки и прочие пляски под дудку “клиент всегда прав, пока жив”. Тут эффективность труда во многом зависит от склада личности. Кроме того, возможность поставить работу на автопилот сильно затруднена (если принимать участие самому, а не делегировать все обязанности и полномочия), что ведет к значительному ограничению свобод. К примеру, отпуска и выходные приходится планировать, в первую очередь, исходя из текущего состояния дел с клиентами и намеченного плана выполнения предстоящих задач, а во время отдыха могут дергать и отвлекать по сиюминутным “вопросам жизни и смерти”.
При этом, оказывая услуги, имеешь больше разнообразия: у клиентов разные проекты, разные тематики и, соответственно, охват областей человеческой деятельности “ширше, а то и ширее”. В плане профессионального и общего развития, а также любознательности подобное положение вещей круто и полезно.
Лично мне постоянно заниматься одним и тем же проектом через некоторое время наскучивает, потому разносторонность задач и спасает.
В рамках создания продуктов, безусловно, подобного поля для деятельности нет, поскольку усилия всегда направлены на работу с парой-другой ниш, на которые он изначально был нацелен. Если занимаешься разработкой платформы для рекламного посредничества между вебмастерами и рекламодателями, вряд ли такой продукт можно будет адаптировать, скажем, для агрегации предложений авиаперевозчиков и отправки заказов на авиабилеты. Если это движок интернет-магазина, он будет работать в торговле, но никак не в издательском деле.
Перепродавать товары проще, закупаясь у профильного производителя, чем их непосредственно производить и реализовывать. Мне интереснее творить, а творчество, в первую очередь, в производстве. Процесс продаж малоинтересен, а занятия ценообразованием, зачастую, мучительны. Недооценишь - снизится мотивация, переоценишь - подгрызет совесть. Но если ты по природе делец, то дорога одна - в толпу “купил дешевле, продал дороже”.
Идеально, когда есть четкий алгоритм расчета цены за работу. Когда-то мое ценообразование представляло из себя сильно приблизительные прикидки: сколько усилий и времени потрачено, каков полезный результат, какова среднерыночная цена. На основании этих критериев я “сочинял” цену. Сейчас - это формула расчета цены, простейшая и эффективная:
Цена = стоимость часа * кол-во часов.
Безусловно, королевской точности от нее не получишь, потому что параметр “кол-во часов” работы, опять же, приблизительная прикидка, из-за которой недооцениваешь или переоцениваешь. Стоимость часа определяется среднерыночным значением и спросом на меня.
Придерживаясь этой формулы, можно запросто оценить целесообразность вообще каких бы то ни было действий: стоять ли в очереди, если за это время можно заработать столько-то? Добираться ли дешевым транспортом, потратив лишнее время, или если добраться быстро и дорого, сможет ли мой заработок в рамках выигранного времени с лихвой покрыть транспортные расходы?
В товароторговле влияние спроса на значение цены выше и нет такой линейной зависимости от количества часов. Понятно, что определить личную стоимость часа можно также просто, разделив дневной или месячный заработок на количество часов (в сутках или в месяце).
Вопрос заработка - это обычно вопрос масштаба. Чем больше (масштабнее) бизнес, тем выше доход. Хоть и не всегда. В качестве исключения из многих правил можно взять бизнес команды 37signals, в которой отказались от роста компании вверх, где плодятся менеджеры, и сосредоточились на росте каждого сотрудника вглубь, когда люди развивают свои профессиональные творческие качества, а не управляют другими работниками.
Но один в поле - это несерьезно. Я - фрилансер-одиночка (моя девушка помогает мне с дизайнами, правда, время от времени), и преимущество одиночества только в свободе. Это отличное преимущество до поры до времени, пока не доберешься до планки - дохода не хватает на те блага, которые хочется заполучить, а для большего дохода в сутках слишком мало времени.
Я окончил автодорожный факультет архитектурно-строительного, и немало моих бывших одногруппников ныне работает в строительной сфере. Некоторые имеют очень приятный и внушительный доход от сдачи в аренду стройтехники. Выбрали не слишком бурлящую конкурентами нишу, купили подешевле китайского строительного оборудования и сдают его в аренду. По-моему, вариант если и не идеальный, то близкий к нему.
Сдача в аренду имеющихся ресурсов в любой сфере - это отсутствие головной боли по вопросам:
- налаживания производства товара
- соответствия оказываемых услуг бесконечным капризам заказчика (мне с заказчиками везет, тьфу-тьфу-тьфу, последний капризный был давноооо)
- постоянной нехватки личного времени (если добровольно не страдать трудоголизмом).
Проще предоставлять клиенту кран, чтобы он сам строил такие дома, какие хочет. Единственная головная боль в этом случае - поддержание предлагаемых ресурсов в работоспособном состоянии. Проще предоставлять клиентам места на серверах, где они свободно могли бы устанавливать все свои любимые программы и хранить данные, чем разрабатывать бизнес-софт для всех и каждого. Box.net Аарона Леви, к примеру, занимается именно этим.
Рекламные места на сайте проще сдать в аренду, чем с помощью них привлекать клиентов под собственные товары и услуги, которые еще надо произвести. Да к тому же получается двойная работа: над увеличением ценности рекламных площадей, а также ценности собственных рекламируемых продуктов.
А какая бизнес-модель у вас?